Инструкции по кашруту для машгиаха и поваров на кухне строго по Шулхан Аруху
КАШРУТ
Основные принципы кашрута и практические рекомендации Источник https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1572815
Трудно, наверное, найти человека, который не знал бы, что иудаизм крайне придирчиво относится ко всему, что едят евреи. В Торе приведены 613 заповедей и около пятидесяти из них касаются вопросов питания. Тора самым серьезным образом устанавливает, что есть можно, а что нельзя, когда нужно есть, как, в каком порядке и т.д.
В первую очередь нужно развеять некоторые мифы о кошерном питании. Во-первых, еда не становится кошерной от того, что раввин ее "освятит".
Кошерность еды зависит только от продуктов и способа их приготовления. Во-вторых, кошерность еды не связана с критерием ее полезности для здоровья. Мы соблюдаем законы кашрута, потому что таково желание Всевышнего. Хотя соблюдение некоторых законов кошерного питания может оказаться полезным для здоровья. А с другой стороны, Тора предписывает человеку следить за своим здоровьем, что делает желательным соблюдение здорового рациона, но к законама кашрута это отношения не имеет.
Законы кашрута очень обширны, нo можно выделить основные, достаточно простые принципы кошерного питания:
1. Определенные животные запрещены для использования в пищу. Это включает их мясо, внутренние органы, яйца и молоко.
2. Из животных разрешенных - млекопитающие и птицы должны быть зарезаны особым образом, именуемым шхита.
3. Кровь (кроме рыбьей) запрещена для употребления в пищу. Вся кровь должна быть удалена из мяса (высаливанием, вымачиванием и т.д.) перед его использованием.
4. Некоторые части даже кошерных животных также запрещены.
5. Мясные продукты и молочные не должны смешиваться или использоваться вместе.
6. Посуда, используемая для мясных продуктов, не должна использоваться для молочных и наоборот. Посуда, использовавшаяся для некошерных продуктов, запрещена.
10. Фрукты и овощи в принципе разрешены в пищу, но не должны содержать насекомых.
13. Виноградные изделия (сок, вино, коньяк), изготовленные без соблюдения определенных правил, запрещены.
Сказано в Торе (книга Вайикра (Левиты), 11:3): "Всякий с раздвоенными копытами... и жующий жвачку из скота – его можно есть". Таким образом, устанавливаются два критерия, согласно которым определяется кошерность животного: животное должно быть одновременно жвачным и парнокопытным. Только наличие обоих признаков одноовременно делает животное кошерным.
В Торе особо упоминаются четыре животных, обладающиx лишь одним из вышеупомянутых признаков, что подчеркивает запрет на употребление их в пищу. Это свинья, верблюд, даман и заяц.
Большинство кошерных животных являются домашними, но существуют и некоторые разрешенные дикие животные. Их можно ловить, однако охота на них, как и на любых других животных запрещена, так как они должны пройти строго определенный процесс убоя (шхиты).
Также существуют дикие животные, отвечающие всем требованиям наличия признаков кошерности (например, жираф), но не употребляющиеся в пищу из за отсутствия традиции их кошерного убоя.
Даже если животное является кошерным согласно определению Торы и было кошерно зарезано, оно может быть запрещено к употреблению в пищу, если при проверке его внутренних органов оно окажется больным.
Примеры кошерных животных: корова, овца, коза, олень, лось, газель.
Примеры некошерных животных: свинья, лошадь, верблюд, собака, кошка, заяц.
Некошерными также являются все хищники, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые (кроме четырех видов саранчи).
Рав. Шломо Бабаев
Гл.Раввин и Шохет еврейской общины в Узбекистане г. Ташкент.
Как уже упоминалось в главах, рассказывающих о кошерных птицах и животных, необходимым условием кошерности мяса является не только кошерность вида животного, но и прохождения им процеса кошерного убоя (шхиты), а также разделки и обработки в соответствии с законами Торы.
Прежде чем приступить к шхите, резник (шойхет, который должен быть высоко образованым и богобоязненным) должен убедится, что животное здорово, не ранено и может самостоятельно передвигаться.
Законы шхиты предписывают совершать убой таком образом, чтобы животное не почувствовало боли, так как Тора запрещает мучить животных. Нож, которым совершается шхита, должен быть идеально острым, без единой зазубринки на лезвии. Шойхету запрещено перерезать с нажимом - шея животного или птицы перерезается за счет остроты и тяжести самого ножа.
Мясо животного, убитого другим способом или умершего своей смертью, некошерно. Строжайше запрещено также есть мясо, отрезанное от живого животного (этот запрет относится как к евреям, так и к неевреям и является одним из Семи Законов Ноя).
Как упоминалось ранее, рыба в шхите не нуждается.
Существует заблуждение о том, что кошерная рыба - это фаршированная рыба, гефилте-фиш. Это, конечно же, не совсем так. Чтобы превратиться в гефилте-фиш, рыба сначала должна удовлетворять требованиям кашрута.
Сказано в Торе (книга Вайикра (Левиты), 11:9): "Это вы можите есть из всего, обитающего в воде: все, что имеет плавники и чешую..."
Таким образом, существует два признака кошерности рыб: наличие плавников и чешуи. Любые рыбы, не удовлетворяющие этим двум критериям, а также животные морепродукты и китообразные - запрещены для использования в пищу.
В плавниках рыбы зачастую находятся морские насекомые или паразитические организмы. Поэтому, если вы предпочитаите готовить рыбу целиком, то, согласно требованию кашрута, да и в соответствии с нормами здорового питания, плавники рыбы необходимо срезать.
Рыба, в отличие от птиц и млекопитающих, не нуждается ни в шхите (кошерном убое), ни в особой разделке и обработке ее мяса.
Продукты, получаемые из рыбы (рыбий жир, икра и т.п.), будут кошерными лишь в том случае, если получены из кошерных рыб. Так, например, красная икра (то есть икра лососевых рыб, таких как кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, семга) и икра минтая кошерна, а черная икра (то есть икра осетровых рыб: белуги, осетра, севрюги) - некошерна
.
Примеры кошерных рыб: карп, щука, тунец, форель, камбала, лосось, скумбрия.
Примеры некошерных рыб: сом, акула, осетр, угорь.
Некошерными также являются все животные морепродукты, например, креветки, крабы, лобстеры, устрицы и мидии, а также водные млекопитающие: киты и дельфины.
Примеры кошерных птиц: курица, индейка, утка, гусь.
Примеры некошерных птиц: ворон, чайка, сова, страус, кукушка.
Согласно распространенному поверию, самым популярным еврейским продуктом питания является курочка. Сколько блюд еврейской кухни, в особенности ашкеназкой, может приготовить хозяйка из одной курицы? Бульон (еврейский пенициллин), шейка, кишка, котлетки и т.д. и т.п.
Однако, курица не является единственной кошерной птицей, а с другой стороны - не каждая птица кошерна. В Торе нет конкретного определения кошерности птицы и перечисления ее признаков, а просто упоминаются названия птиц, запрещенных в пищу (книга Вайикра (Левиты), 11:13): "И этих птиц сторонитесь, не должны есть их вы..." Тем не менее, общей чертой этих птиц является то, что они либо хищники, либо питаются падалью. Кроме того, еврейские мудрецы проделали огромную исследовательскую работу и вывели кое-какие закономерности, которые вполне могут служить признаками некошерности птиц (например, форма яйца, строение лапы, наличие или отсутствие зоба, особенности устройства пупка и т. д.)
.
В Торе перечисляются двадцать четыре наименования некошерных птиц. В виду того, что нам неизвестны точно зоологические эквиваленты библейских названий некоторых птиц, в пищу употребляются только домашние птицы, в отношении кошерности которых существует многовековая традиция.
Кроме того, что птица должна быть кошерной согласно определению Торы, она должна быть кошерно зарезана. Тем не менее, она может быть запрещена к употреблению в пищу, если при проверке внутренних органов она окажется больной.
Мучные изделия
Как уже упоминалось выше, к злаковым растениям, выращенным в Земле Израиля, относятся следующие законы: различные виды "десятин" должны быть отделены от урожая, прежде чем он становится разрешенным к использованию; запрещена обработка земли каждый седьмой год сельскохозйственного цикла (шмита), и, соответственно, урожай, выращенный и собранный в нарушение этого закона, становится запрещенным.
Все злаковые растения выращенные вне пределов Израиля являются кошерными по определинию. Мука, изготовленная из них, так же является кошерной по определению, но, тем не менее, желательно покупать муку со знаком кошерности.
При выпечке мучных изделий основновным требованием к кошерности продуктов является отсутствие в составе продукта некошерных ингредиентов, таких, как животные жиры, вкусовые и ароматические добавки, а также гарантия того, что эти вещества не были использованы в процессе изготовления, например, для смазывания противней и т.п.
Причем, следует отметить, что в определенных случаях такого их использования производитель не будет обязан упоминать о них в списке ингредиентов, поэтому очень важно покупать мучную продукцию со знаком кошерности на упаковке или в магазинах и пекарнях, имеющих сертифекат кошерности.
Пат-исраэль
Существует дополнительный стандарт в отношении кошерности хлебо-булочных изделий - пат-исраэль ("еврейский хлеб"), что предполагает определенное участие (например, зажигание огня в печи) еврея в процессе выпечки. Критерий пат-исраэль относится только к продуктам выпечки, сделанным из муки следующих пяти злаков: пшеница, рожь, овес, ячмень и полба.
Поскольку данное ограничение относится к группе постановлений, сделанных Мудрецами для предотвращения смешанных браков, оно имеет отношение к домашней выпечке, а не к продукции промышленных пекарен, тем не менее, в обычае многих общин использовать только "еврейский хлеб".
Кошерное вино
Любой еврейский праздник начинается и заканчивается с благословения над вином. Множество религизных обрядов, таких, как обрезание, хупа, послетрапезная молитва и т. д., совершаются в сопровождении аналогичного благословения. В Иерусалимском Храме вино возливалось на алтарь во время жертвоприношений.
С глубокой древности вину придавали сакральное, мистическое значение в различных культурах, культах и вероисповеданиях. Оно использовалось и порой ныне используется в различных формах языческих богослужений. Именно поэтому к вину в еврейской традиции предъявляются особые требования. Эти ограничения регулируют использование вина не только в ритуальных, но и в обычных пищевых целях.
Прежде всего, если вино изготовлено из винограда, выращенного в Израиле, то он должен удовлетворять упоминавшимся выше требованиям, предъявляемым к плодам Святой Земли: трумот, орла, нэта-реваи, шмита.
Все стадии производства кошерного вина, а также его дальнейшая обработка, разлив и т.п. должны производиться евреями соблюдающими Шаббат. Бутылки должны быть закрыты двойной печатью. Только еврей может прикасаться к вину, виноградному соку и продуктам, их содержащим, во время изготовления или после распечатывания бутылки. Открытое вино или виноградный сок, к которому прикоснулся нееврей становится некошерным.
Кроме этого, естественно, при изготовление вина не должны использоваться никакие некошерные ингредиенты (фильтры, органические осветлители, вкусовые добавки и консерванты).
Йайин-мевушаль
Вино, прокипяченное перед розливом, называется йайин-мевушаль (вареное вино). Во времена Храма такая процедура делала вино непригодным для жертвоприношения. Поскольку такое вино не обладает "сакральным" статусом, к йайин-мевушаль не относится запрет на прикосновение нееврея. На бутылке такого вина, кроме знака кошерности, должна быть надпись "йайин-мевушаль".
Другие алкогольные напитки, сделанные из винограда (коньяк, бренди, граппа, чача) либо содержащие вино или виноградный сок, также должны иметь на бутылке знак кошерности.
Ко всем остальным алкогольным напиткам предъявляется лишь требование отсутствия каких либо некошерных виноградных ингредиентов (включая выстаивание в бочках из под вина или коньяка) или некошерных вкусовых добавок.
Следующие напитки являются кошерными по определению и не требуют знака кошерности: пиво, кроме некоторых темных сортов; водка, кроме некоторых сортов со вкусовыми добавками; виски, кроме сортов выдержанных в бочках из под вина или коньяка (например, Macallan); ром, кроме сортов выдержанных в бочках из под вина или коньяка; текила (серебряная или белая); джин.
Фрукты, овощи и крупы
Все фрукты, овощи и злаки в принципе кошерны. Необходимо только удостовериться в отсутствии в них насекомых.
Помимо этого, к продуктам растительного происхождения, выращенным в Израиле, предъявляются дополнительные требования:
Трумот и маасрот - различные виды "десятин" должны быть отделены от урожая, прежде чем он становится разрешенным к использованию.
Орла - урожай фруктов первых трех лет после посадки дерева запрещен.
Нэта реваи - фрукты урожая четвертого года плодоношения, которые во времена Храма можно было есть только в Иерусалиме, тоже запрещены
.
Шмита - субботний год. Запрещена обработка земли каждый седьмой год сельскохозйственного цикла. Соответственно, урожай, выращенный и собранный в нарушение этого закона, становится запрещенным.
В некоторых фруктах и овощах насекомые встречаются особенно часто. Приведем небольшой список популярных продуктов и способ их проверки.
Салат и капуста (укроп и петрушка проверяются аналогичным образом):
1. Разделите кочан на отдельные листья (в капусте рекомендуется выбросить внешние листья).
2. Листья следует вымочить в воде с небольшим количеством пищевого мыла.
3. Каждый лист следует проверить в с обеих сторон на предмет наличия насекомых.
4. Тщательно промыть листья перед использованием в пищу
.
Зеленый лук:
1. Разрезать один из листьев.
2. Проверить разрезанный лист на предмет наличия насекомых.
3. Если насекомых не окозалось, вся луковица разрешена для использование в пищу. Если насекомое обнаружено, следует проверить все остальные листья.
Рис:
Требуется проверка в случае длительного хранения или высокой вероятности проникновения насекомых в контейнер с рисом.
Kosher food for tour groups
Гостевые дома и гостиницы расположенные рядом с Синагогой "Охель Исхак"
Гостевые дома от $15
Рестораны при отелях Бухары
В Бухаре постепенно налаживается спрос на организацию кошерного питания, для тур групп.
Посланник из Израиля, Рав Шломо Бабаев живет в Ташкенте, он является главным Раввином еврейской общины, Очень скромный и доброжелательный человек, с глубокими познаниями Торы, возглавляет и поддерживает духовно-религиозную культуру бухарских евреев в Узбекистане. Он же Шохет и поставщик кошерного мяса по Узбекистану. Прекрасно справляется со своей работой. Свежее кошерное мясо в упаковке с печатью - Kosher, отправляется в Синагоги Бухары и через машгиахов передаются в рестораны гостиниц, кухни которых, предварительно кашируются самими машгиахами, строго соблюдая принципы кашрута, по правилам Кицур Шулхан Арух.
Рав. Шломо Бабаев
Гл.Раввин и Шохет еврейской общины в Узбекистане г. Ташкент.
В современном мире туризм является самым популярным видом досуга. Благодаря путешествиям люди получают яркие эмоции и знакомятся с новыми людьми и культурами. Туроператоры так же принимают заказы на отели Бухары, где могут организовать разнообразные ближневосточные и кошерные блюда.для тур групп
Hotel "Bukhara House"
Direct order - g manager
Т:+998 90 710 36 88 Рома
Т:+998 93 621 99 99 Лазиз
Ресторан при гостинице с организацией кошерного питания для тур групп
Наш ресторан всегда открыт для гостей, желающих встретить Шаббат по канонам еврейских традиций, за кошерной трапезой, в уютном дворике отеля
Гости имеющие еврейские корни, имеют возможность прочитать молитвы в нашей Синагоге и вместе с нами встретить Шаббат
КАШРУТ
Понятно, что предпочтительной является новая кухня с новой посудой. Планируя новую кухню, следует предусмотреть в ней место для мясного отдела, молочного отдела и, если позволяет размер кухни, то и специальное место для пасхальной посуды (см. раздел о Пасхе).
Каждый отдел должен иметь шкафы для посуды, отдельную раковину, отдельную плиту и духовку. Но если такой возможности нет, кухню всё же можно превратить в кашерную.
Прежде всего следует разделить кухонные принадлежности на две части: мясную и молочную. Если вы решили не приобретать новую посуду, можно кашеровать имеющуюся в вашем доме посуду (за некоторыми исключениями). Существует разные способы кашерования: прокаливание, погружение в кипящую воду и последующее погружение в микву.
Способ кашерования зависит от вида посуды и материала, из которого она сделана.
Перед тем как приступить к кашерованию кухни, нужно тщательно вымыть посуду, почистить все шкафы, плиту, столы, холодильник и все остальные предметы, соприкасающиеся с пищей.
После этого нельзя пользоваться раковиной, плитой, духовкой в течении 24 часов.
Чтобы приступить к окончательному кошированию кухни, следует договориться с вашим раввином или сведующим человеком, который подробно проконсультирует вас обо всех предварительных этапах кашерования, а затем лично доведёт этот процесс до конца.
Несколько практических советов
1.Посуда.
Чтобы члены семьи или гости не перепутали вашу посуду, желательно каждый отдел пометить цветной наклейкой: например, мяской – красный, морлочный – синей. Губки для мытья и полотенца должны быть разными. Мясные тарелки должны отличаться от молочных. То же – в отношении ложек, вилок и ножей.
Важно знать где мыло для мытья посуды тоже должно иметь знак кашрута ( на иврите – гехшер, т. Е. удостоверение о кашерности, выданное раввином), т. к. в состав некоторых сортов мыла входят продукты животного происхождения.
2. Раковины.
Рекомендуется иметь отдельные раковины для, молочного и мясного. Если раковины находятся очень близко одна к другой, следует поместить между ними перегородку, чтобы брызги из одной раковины не попадали в другую.
Если на кухне имеется только одна раковина, то после тщательной чистки ею можно пользоваться. Однако, поскольку она остаётся не кашерной, в неё не позволяется класть ни пищу, ни посуду. Для удобства можно приобрести два пластмассовых ящика с отверстием для слива воды, которые соответствуют размеру раковины и вставляются в неё. Ящики должны быть менее глубокими, чем раковина, и их следует укрепить на весу так, чтобы дно не касалось дна раковины. Один ящик мясной, другой молочный, разного цвета. Их можно расположить по обе стороны от раковины и пользоваться ими по мере необходимости.
3. Стол.
Если в кухне не хватает места для двух столов, можно пользоваться одним. Необходимо иметь разные скатерти для мясного и молочного.
Рабочее место для приготовления пищи также следует изолировать специальным покрытиями (доска или жесть пластмассовый поднос), одним – для мясного, другим – для молочного
.
4. Холодильник и морозильник.
Можно пользоваться однам холодильником и морозильником для всех продуктов. Однако для каждого вида продуктов должно быть своё отделение – полка или ящик. Чтобы предотвратить попадание пищи на нижнюю полку, где находиться ругой вид пищи, следует покрыть полку фольгой или пластиком. Это не только предотвращает случайное смешивание разных видов продуктов, но и облегчает чистку полок и ящиков холодильника. Не рекомендуется ставить в холодильник горячую пищу, т. к. это приводит к ряду проблем, связанных с нарушением законов Галахи
.
5. Плита и духовка.
Идеальная кухня должна быть оборудована двумя плитами и духовками. Если же размеры кухни не позволяют иметь две плиты, рекомендуется основную плиту использовать для мясной пищи, а для приготовления молочной пищи можно приобрести небольшую портативную плиту или духовку.
Если же и это невозможно, разрешается пользоваться одной литой. Однако не следует готовить одновременно мясную и молочную пищу, т. к. пар или капля мясной пищи может попасть в молочную или наоборот. Если по какой-либо причине всё же необходимо одновременно готовить мясное и молочное, надо принять строгие меры предосторожности. Постараться не ставить на огонь рядом мясные кастрюли с молочными, желательно иметь металлическую перегородку между ними. Если же таковой нет, то не следует открывать крышки на кастрюлях одновременно. При необходимости проверить, готова ли пища, или при добавлении чего-либо в кастрюлю следует осторожно снять крышку в сторону, противоположную от соседней кастрюли.
Духовку лучше всего использовать только для одного вида пищи: мясного, или молочного, или парвэ. Целесообразнее использовать основную большую духовку для мясного, а портативную, маленькую - для молочного.
Если в вашей кухне есть только одна духовка, то не позволяется одновременно печь мясные и молочные изделия.
При одной духовке желательно пользоваться одноразовыми противнями, которые как следует надо прикрыть фольгой сверху и предварительно подложить фольгу под него. Фольгу надо менять каждый раз, когда меняется вид продукта. Чтобы проверить готовность пищи, необходимо противень вытянуть из духовки.
Если в мясной духовке готовится парвэ продукт без применения вышеописанных предосторожностей, его надо подавать в мясной посуде и есть только с мясной пищей.
То же правило применимо к молочной духовке.
Однако, если перед готовкой парвэ продукта духовка была тщательно вычищена (самоочищающую духовку достаточно прожечь в течении получаса), ею можно пользоваться для приготовления как мясной, так и молочной пищи, подложив под противень фольгу.
Кроме того необходимо, чтобы прошло 24 часа со времени предыдущего пользования духовкой. Например, если вы жарили мясо в духовке и хотите испечь парвэ торт, который запланирован для молочной трапезы, следует хорошо почистить духовку, выждать 24 часа и затем печь торт.
Те же предосторожности должны быть приняты, и после готовки молочной пищи.
Во всех случаях противень должен быть парвэ.
Если же парвэ продукт готовиться в мясном или молочном, чистом противне, - его подают в соответствующей посуде, не делая перерыва перед потреблением любой пищи. Рекомендуется проконсультироваться с вашим раввином в тех случаях, когда вы пользуетесь только одной духовкой, самоочищающейся печью или микроволновой печью.
Портативные электрические духовки рекомендуется использовать только для одного вида пищи, т. к. их устройство делает невозможным их надёжную чистку.
6. Небольшие кухонные электроприборы.
Такие, как взбивалка, «миксер», «блендер» и т. д. могут быть использованы только для одного вида пищи. Рекомендуется при покупке этих товаров приобретать два сосуда на тот же мотор. Например, взбивалка для сливок – молочная, при этом же моторе может быть вторая пара вращающихся вилок и сосуд взбивания яиц – парвэ.
КАШРУТ
Смысл благословения за пищу
Кашерное питание, однако, не просто означает заглатывание и переваривание кашерных продуктов. Приняв законы кашрута, мы постоянно осуществляем духовную связь с Б-гом и благодарим Его за всё то, что Он сотворил для нас.
Каждый вид пищи требует своего особого благословения.
Благословляют Б-га до употребления пищи и после окончания трапезы.
Благословляют как мужчины, так и женщины и дети.
Благословения до еды
Все продукты делятся на шесть групп, каждая из которых требует благословения.
1. Хлеб, халы, маца – лехем.
2. Кондитерские изделия – мезонот.
3. Изделия из винограда: вина, соки – гафен.
4. Плоды деревьев: фрукты – при гаэц.
5. Плоды земли: овощи и бананы – при гаадама.
6. Все остальные продукты, изготовляемые отдельно или в смеси: мясо, молоко и пр. шегакол нигья бидваро.
Полный текст брахот до еды
Все 6 брахот начинаются одинаково со слов: БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ – «Благословенен Ты, Г-с-подь, Б-г наш, Владыка Вселенной….» и продолжаются по разному в зависимости от вида пищи.
1. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э- ЛО –ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ – «вырастивший хлеб из земли!»
Примеры: хлеб, халы, бублики, маца, пита, т. е. продукты, приготовленные из 5 видов зерна: пшеницы, ржи, овса, полбы, ячменя.
Примечание: если бублики, питы и другие изделия готовятся, как мезонот, на них произноситься следующее благословение:
2. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ МИНЕЙ МЕЗОНОТ – «….сотворящий разнообразные виды пищи, которые насыщают!»
Примеры: торты, печенья, пончики, макароны.
3. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ при гагафен – «…сотворящий плод виноградной лозы!»
Примеры: вино, виноградный сок.
4. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ ГАЭЦ – «…сотворивший плод дерева!»
Примеры: все фрукты свежие (кроме бананов) и сушоные, орехи (кроме земляных).
5. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ ГААДАМА - «….сотворивший плод земли!»
Примеры: овощи, зелень, земляные орехи, бананы, дыни, арбузы, ананасы.
6. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГАКОЛ НИГЬЯ БИДВАРО - «…по чьему слову возникло всё!»
Примеры: сласти молочные и мясные продукты, яйца, рыба, грибы и прочие продукты.
Выше говорилось о благословениях, произносимых над отдельными продуктами. Если же продукты разных категорий готовятся в смеси, то следует произнести благословение шегакол нигья бидваро.
Общие правила при произнесении благословений
1. Благословение произноситься не зависимо от количества пищи (даже если вы только пробуете её).
2. Необходимо точно знать, какое благословение следует сказать в данном конкретном случае. Наша книжка не дает вам полного знания в этих вопросах. Дополнительные знания вы получите изучая еврейские источники.
3. Благословение произносится в слух, при этом вы держите пищу в правой руке.
4. Запрещается разговаривать с момента произнесения благословения до первого глотка.
5. В каждом благословении упоминается полное имя Б-га; если вы учитесь говорить благословение, имя Б-га говорится иначе (вместо А-до-най - Адошем). Если вы учите ребёнка, можно произносить полное имя Б-га.
6. Если кто-то другой произнёс благословение в вашем присутствии, вы должны сказать: амен! Если же вы произнесли благословение, то амен! Произносят присутствующие, вам же на ваше благословение говорить амен! Не нужно.
7. Если вы пробуете плод (фрукты или овощи) впервые после сезонного перерыва, нужно произнести специальное благословение – шегехеяну.
БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГЕХЕЯНУ ВЕКИЕМАНУ ВЕГИГИАНУ ЛИЗМАН ГАЗЭ.
Перевод: «…Который даровал нам жизнь и поддерживал её в нас, и дал им дожить до этого времени».
Когда трапеза включает хлеб – лехем
При этом соблюдается ряд специальных законов.
Трапеза обязательно начинается с вкушения хлеба.
Для этого предварительно производится омовение рук – нетилат ядаим. Из специальной кружки вода сливается 3 сначала на кисть правой руки, а за тем на кисть левой руки. Вода должна омыть всю кисть, пальцы при этом должны быть слегка раздвинуты.
Перед вытиранием рук произносится благословение:
БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.
Перевод: «Благословенен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук».
Затем над хлебом произносят благословение – гамоци (см.выше). С момента омовения рук до вкушения хлеба запрещено разговаривать.
После трапезы произносят полное благословение – биркат гамазон.
Текст биркат гамазон приводится в молитвеннике – сидуре.
Перед потреблением мезонот не требуется ритуальное омовение рук, но произносят благословение – борей миней мезонот (см. выше в разделе о благословениях).
Когда трапеза не включает хлеб
1. При потреблении нескольких разных продуктов, относящихся к той же категории (если вы намереваетесь съесть несколько разных фруктов: яблоко, апельсин, грушу) произносится только одно благословение – гаэц.
2. При потреблении нескольких продуктов, относящихся к разным категориям, требуется благословение на каждый вид.
Например: мезонот – над крекером, гаадама – над картошкой, шегакол – над яйцами.
При этом существует порядок предпочтения благословений: 1)мезонот, 2)гагафен, 3)гаэц, 4)гаадама, 5)шегакол.
Исключения составляют два случая.
1.В субботу и в праздники произносят вначале благословение на вино – кидуш, а за тем на хлеб или мезонот.
2.При потреблении пищи, на которую требуется благословения гаэц гаадама, можно сказать одно благословение, стоящее раньше в порядке предпочтения. (Например, на яблоко и банан достаточно благословить – гаэц).
Все, вышеописанные категории продуктов в комбинации требуют благословения шегакол, которое произносится на основной продукт (т.е. не требуется благословлять все составные части в отдельности).
Благословение после еды – браха ахрона
Существуют три различных благословения после еды, текст которых приводиться в – сидуре – молитвеннике.
Благословение требуется только после того, когда было съедено определённое количество пищи – минимум кезаит (что составляет 27 кубических сантиметров) или выпито ревит (что составляет 86 кубических сантиметров).
1.Борей нефашот рабит.
2.Биркат миэйн шалош.
3.Биркат гамазон.
1.Борей нефашот работ произносят после потребления одного или больше видов пищи из относящихся к категории – гаэц, гаадама и шегакол (см.выше).
Исключением из категории гаэц являются пять видов фруктов (виноград, финики, гранаты, инжир и маслины), которыми славится земля Израильская. Благословение после их потребления см. ниже.
2.Биркат миэйн шалош произносят:
а) после пищи, приготовленной из пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овёс, полба), - ал гамихья;
б) после вина, виноградного сока – ал гагафен;
в) после пяти видов фруктов, которыми благословенен Израиль: виноград, инжир, гранаты, финики, маслины – ал гаэц.
3.Биркат гамазон. Это благословение произносят после потребления хлеба.
Перед благословением мужчины обязаны омыть кончики пальцев – маим ахараним. Это производится за столом, для чего используют обычно специальный сосуд или стакан. После омовения воду уносят и приступают к чтению Биркат гамазон.
Примечание: после трапезы произносится только одна браха ахрона. Например, если в трапезу входили хлеб и продукты, требующие благословения борей нешафот, то произноситься только биркат гамазог.
КАШРУТ
Дополнительные принципы кашрута
Принцип 1/60
Даже небольшая примесь чего-то запрещенного - 1/60 от общего объема, а в отдельных случаях даже меньше того - делает некошерным весь продукт. Это может произойти в результате добавления в пищу некошерного ингредиента или в в результате приготовления ее в некошерной посуде, т.е. в такой, которая из-за определенного (например, горячего) контакта с некошерным продуктом впитала в себя его частицы.
Например, хлеб, выпеченный в протвене, который был смазан маргарином, содержащим некошерный жир, или фруктовый сок, обрабатываемый на том же пастеризаторе, что и некошерное молоко, или овощное блюдо, проготовленное в ресторане в той же посуде, что и некошерная пища, или мясной суп, в который попадает молоко, - все это будет запрещенным, если пропорциональное содержание некошерных примесей будет больше разрешенного.
Если человек намеренно добавляет к пище некошерную примесь, или если эта примесь составляет вкусовую основу данного продукта, то такая пища будет запрещена, даже если пропорция меньше, чем 1/60.
Бишуль-исраэль
Еще одним из постановлений Мудрецов, сделанных для предотвращения смешанных браков, является запрет есть пищу, полностью приготовленную неевреем. Эти продукты (бишуль-акум) запрещены, даже если кошерны все их ингредиенты и посуда, в которой они готовились.
Это ограничение относится к продуктам, которые удовлетворяют двум критериям:
а) это продукты непригодные к употреблению в сыром виде;
б) это виды пищи достаточной важности, "достойные царского стола". Кроме это имеет значение также способ приготовления (варка, маринование и т.п.). Если еврей принимает хотя бы какое-то участие (например, зажигание огня) в процессе приготовления, то тогда такая пища становится разрешенной. Однако, согласно сефардской традиции, еврей должен обязательно поставить пищу на огонь.
Рыба в сочетании с мясом и молоком
Рыбу нельзя готовить или есть вместе с мясом. Однако, в отличие от законов разделения мясного и молочного, рыбу и мясо можно есть в качестве разных блюд за одной трапезой. Посуда и приборы, использовавшиеся для рыбы, должны быть заменены или помыты перед употреблением мяса. Между рыбой и мясом следует съесть что-либо (например кусочек хлеба) и запить.
Существуют различные традиции в отношении сочетания рыбы с молочными продуктами. В большинстве общин допускается употребление рыбы со сливочным маслом. В некоторых общинах не едят рыбу с молоком или сыром. Рыбные и молочные блюда могут подаваться в разной посуде к одной трапезе.
Kosher food for tour groups
Отели, где по заказу могут организовать разнообразные ближневосточные и кошерные блюда.для тур групп
Hotel "Shahriston"
Direct order - g manager
Тел:+998 93 454 77 67
Kosher food - Bukhara Hotel "Shahriston"
Hotel "Garden plaza"
Direct order - g manager
Tel +998 55 302 50 05
Kosher food - Bukhara Hotel "Garden Plaza"
Direct order - g manager
Tel +998 90 8450007
Direct order - g manager
Тел:+998 90 611 00 44
Direct order - g manager
Tel +998 91 311 06 66
Для гостей, желающих встретить Шаббат
Hotel "Bukhara House"
Прямой заказ через
гл. менеджера отеля
Т +972 54 365 68 30 Рома
Т:+998 90 710 36 88 Рома
Т:+998 93 621 99 99 Лазизз
Ресторан с организацией кошерного питания для тур групп от 4 - 60 туристов
Наш ресторан всегда открыт для гостей, желающих встретить Шаббат по канонам еврейских традиций, за кошерной трапезой,
в уютном дворике отеля
Прямой заказ через
гл. менеджера отеля
Тел:+998 93 6265703
При гостинице сохранен старинный дом, где проживала бухарско-еврейская семья 17 - 18 век. В настоящее время в нем находятся много исторических экспонатов о жизни бухарских евреев в г. Бухаре. Музей открыт для туристов ежедневно
Отели и гостевые дома в центре г. Бухары
Здесь представлены русские гиды в Бухаре, их контакты и отзывы
Посетите главные достопримечательности города и прикоснитесь к их истории,а так же познакомьтесь с древней и великолепной архитектурой города на обзорной экскурсии с нашими профессиональными гидами.
Прямой заказ через
гл. менеджера отеля
Тел:+998 99 877 46 64